* * *
Рубеж XX-XXI веков –
сложная историческая эпоха, вызывающая
к жизни новые художественные
течения, направления, ценности.
Творчество московского живописца
Василия Нестеренко неотделимо от
своего времени. Он один из тех мастеров,
кто вводит отечественное искусство в новое
столетие.
Прекрасная академическая
подготовка, глубокая восприимчивость
современности, редкое трудолюбие
помогли Нестеренко стремительно войти
в художественную жизнь страны. Он
быстро достигает самостоятельности,
зрелости стиля, получает широкое
признание. Обладая значительным
творческим диапазоном, пишет портреты,
пейзажи, большие исторические полотна,
религиозные композиции.
Художественное осмысление
перемен в духовной жизни общества и
глубокие изменения в мироощущении
воплощаются в цикле картин,
посвященным поездкам по святым местам,
в написании икон, в создании
портретов Патриарха Московского и Всея
Руси Алексия II, Патриарха
Иерусалимского Диодора и других
духовных лиц.
Основная тема его
исторических полотен – утверждение
личности, ее активного творческого
начала. В своем искусстве Нестеренко
часто обращается к эпохе реформ
Петра I, вносит в живопись
разнообразные исторические сюжеты: “Триумф
Российского Флота”, “Москва встречает
героев Полтавы”.
В основе художественного
метода Нестеренко-портретиста лежит
глубокое изучение натуры, природы
существа человека. Его портреты
замечательны остротой передачи
характера. С особой теплотой
раскрывает художник духовную ценность
моделей. В женских портретах он
тонкий лирик, создающий светлые и
гармоничные образы.
Большое значение в его
творчестве имеет пейзаж. Образ природы
звучит в ансамбле исторических
полотен, в портретной живописи и в полной
мере раскрывается в пейзажных
работах художника. Он много
путешествует по России, не расстается с этюдником
в поездках по Европе и Америке.
Настоящей творческой удачей
Василия Нестеренко стало участие в воссоздании
живописного убранства Храма Христа
Спасителя в Москве. Эта сложнейшая
работа потребовала не только
высочайшего профессионального
мастерства, но и умения работать в манере
крупнейших живописцев XIX века.
Исполненные Нестеренко
многофигурные евангельские сюжеты: “Вход
Господень во Иерусалим”, “Воскресение
Христово”, “Апостол Матфей”, “Крещение
Господне” располагаются в самой
ответственной, центральной части Храма
Христа Спасителя.
Особое место в творчестве
художника занимает работа в Патриаршей
трапезной Храма Христа Спасителя. По
благословению Патриарха художник
исполняет пять евангельских сюжетов: “Тайная
вечеря”, “Брак в Кане Галилейской”,
“Чудесное умножение хлебов”, “Чудесный
улов”, “Христос и самарянка”.
Творчество Заслуженного
художника РФ, члена-корреспондента
Российской академии художеств Василия
Игоревича Нестеренко неизменно
привлекает внимание многочисленных
зрителей. Его произведения можно
увидеть в музеях, на крупнейших
отечественных и зарубежных выставках.
Он много работает, полон новых
творческих замыслов, в его
мастерской – новые холсты.
Вице-президент Российской
академии художеств, академик
Е. И. Зверьков |